Ребенок 2 лет не слушается

Ребенок 2г 7м совсем не слушается, психует, истерит

Девочки, добрый день! Сыну 2 года 7 месяцев. Переживаю за его поведение — не слушается вообще, справиться с ним не могу, няня наша тоже без сил… Замечаний и просьб прекратить делать то, что нельзя не слышит, если проявляю настойчивость — закатывает истерику, может улечься на пол/на землю и в истерике бить ногами.

Рвет книжки, рисует на обоях (в 2,7. ), выливает воду на постель, может выкинуть что-нибудь в окно, в унитаз… на глазах у родителей, у няни! Наказаний вообще не боится — ставлю его в угол, он стоит хихикает, пытается ковырять обои, сделаешь замечание, чтобы стоял спокойно, что он наказан, может, например, мне назло пописать в углу.

Я не сторонница телесных наказаний, но в последнее время сдают нервы, шлепаю его… При этом, и телесных наказаний он тоже не боится… При всем при этом, сыну в нашей семье уделяется очень много внимания — занимаемся с ним, очень много читаем (перед сном ежедневно читаем по 1,5 часа). Может быть добрым, ласковым, целует маму, папу, всегда угостит тем, что ест, жалеет всегда маму, когда она уставшая, расстроенная, погладит, поцелует всегда… И бежит безобразничать((

Руки уже опускаются, не справляюсь, не могу ничего сделать — мне нужно проводить с ним 100% времени, чтобы избежать его безобразий. Стоит на 5 мин отойти помыть посуду, разогреть ему еду — уже хулиганит, про уборку и полноценную готовку даже не заикаюсь, такие вещи стала делать только ночами. В будни с ним сидит няня — все то же самое( В сад еще не ходим, пойдем в 3.

Что делать? Какую манеру поведения лучше избрать? Это возрастное? У Ваших деток было такое? Если бы в будни не работала — уже с ума, наверное, сошла бы..

Комментарии

Девочки, всем добрый день! Этот пост был написан уже 6 лет назад и до сих пор мне периодически прилетают вопросы и комментарии по его содержанию. Хотела рассказать и поделиться, как в итоге мы переросли тот период. Совершенно точно могу сказать, что это просто был такой период. Период проверки границ дозволенного, самовыражения и такого активного непослушания. Но, в то же время, и сейчас мой ребенок «с характером», эмоциональный. Это и сейчас в нем никуда не делось. В 4 года отдали его в спорт — футбол и шахматы. В результате в 7 лет на чемпионате мира сын занял 11 место по шахматам в своем возрасте, в футболе тоже большие успехи, он играет в «Локомотиве». Как говорит тренер — в мальчике есть «спортивная злость» на достижение результата. То есть его вот этот супер активный напор, непослушание, желание, чтобы все было так, как хочет он — мы со временем перенаправили в спорт и теперь эту энергию он выплескивает на тренировках. Дома он любящий, ответственный ребенок, но характер, все равно, немного взрывной — может устроить концерт с отказом делать уроки, если что-то не по его сценарию идет, но эмоции контролировать и направлять в нужное русло (в нашем случае это спорт) — учимся постоянно и это никуда у нас не делось.

Исходя из моего опыта — ломать ребенка ни в каком возрасте нельзя, детки проходят разные этапы развития и подобные этапы с таким непослушанием в том числе. Нужно запастись немного терпением — этот период точно пройдет. Мне кажется, как пошли в сад (в 3,5) он повзрослел и начал слушаться, соблюдать установленные мамой правила. То есть его дисциплинировал сад. Ну а позже тоже разные этапы были и есть)) но вот такой выматывающий у нас закончился в 3,5.

Девочки, терпения и любви! Все будет хорошо!

Девочки, просто руки опускаются. Нет сил уже.

Сыну два года и месяц. Не слушается вообще, просто игнорирует.

Например, на прогулке все дети спокойно играю, ходят за ручку с мамой… Мой же несётся с выпученными глазами на дорогу, орёт, куда-то рвётся и ничего не слушает.

Последнее время я уже орать на него начала((( Отчего сама же сильно расстраиваюсь.

Ситуация в семье спокойная, криков и ругани он не наблюдает. Пустых запретов аля «Всё нельзя. » я не делаю. Нельзя только то, что опасно или если может что-то испортить и то, стараюсь переключать внимание, а не запрещать.

Что я делаю не так?(((

Что делать, как наказывать? Сразу напишу, физические наказания я не приемлю.

ребенок 2 года не слушается!! что делать?

У нас ребенок 2 года не слушается совсем! С ним никакого сладу нет – и чем дальше тем все хуже и хуже((( Что делать в такой ситуации? К неврологу отвезти? Может какие-то лекарства есть? В двух словах – он совершенно не слушает, что его просят или что от него требуют, он кривляется все время, у него такое противное поведение.

Значит так воспитываете

Авта, вашем ребенку нужно срочно прописать витамин “Р”.
В противном случае упустите ситуацию

мало по попе бьете. в невоспитанности ребенка виноваты только родители

Очень странно. У него желаний нет вообще? Т.*****. Вы совсем не разговариваете нормально с ребёнком?

А если воспитывать? В детском саду и без лекарств все слушаются воспитателя.

Возраст такой,будете ругать,будет еще хуже.Такое поведение было всегда или в какой то момент изменилось?

У меня племянник такой же. Это не изменить наверно. Характер . У его родителей тоже характер скверный. Плюс ко всему вседозволенность была. Перед ним все на цыпочках бегали.

Вы, вместо того, чтоб на форумах сидеть, книгу бы по детской психологии почитали. В 2 года происходит становление личности. Ребенок начинает понимать, что он отдельный человек, а не часть мамы. Потому противопоставляет себя маме, смотрит что будет, если он сделает не так, как сказали. Это нормальный процесс, ВСЕ дети в 2 года не слушаются. И в книгах написано как себя вести.
С ребенком надо говорить, спрашивать его мнение, объяснять что будет, если он сделает и так. а вам бы напичкать таблетками до состояния овоща, чтоб вам не мешал в интернете сидеть.

Читайте также:
Спайки после кесарева сечения

Обратить к психиатру. Я тоже с подругой записали наших детей к психиатру. Ладно её сын 2 года. Но он всегда у неё крикливый, истерики. А мой поменялся резко сын. Сыну 3 года. Объяснять без толку. В углу стоит, редко получает ремни по попе не сильно. Если что то я не даю ему, то все будет делать назло. Незнаю как с этим ещё бороться, надеюсь поможет психиатр нам

2 года?Вы хотите, чтобы по струнке ходил?Он же козявка ещё.Обьясняйте,истерик не допускайте.Как он по вашему должен научиться правильному поведению?Только путём проб и ошибок.

Моя дочь 3 года меня не слушается

У ребенка идиотия что делать

Ребенок в 2 года слушает одну и ту же песню

Что вы делаете если ребенок вас не слушается? Если наказываете,то как?

ребенок 3 года совсем не слушается

Обратить к психиатру. Я тоже с подругой записали наших детей к психиатру. Ладно её сын 2 года. Но он всегда у неё крикливый, истерики. А мой поменялся резко сын. Сыну 3 года. Объяснять без толку. В углу стоит, редко получает ремни по попе не сильно. Если что то я не даю ему, то все будет делать назло. Незнаю как с этим ещё бороться, надеюсь поможет психиатр нам

Бедные лети. Вам бы самим к психиатру. Ладно угол, но ремнем! Трехлетнего малыша! Вы в своём уме? Потому назло и делает, что Вы наверняка еще и орете на него, раз ремнем бьете. И вообще, бред, из-за непослушания вести двух и трехлетку к психиатру.

у меня трое -старшие в этом возрасте истерили,самый старший начал раньше, до 2х(с ним вела себя строго, что очень осложнило жизнь в дальнейшем, пришлось многое исправлять), а средний позже, причем поменялся буквально в один день, до был послушнейшим ребенком, все бабушки просили его взять в гости, а я не давала)самой было с ним оч интересно. переросли к 4,5-5 годам, теперь нормальные ребята, старший отличник, средний умный, сообразительный. теперь через год жду истерик от младшего, я во всеоружии)))

воспитывать и общаться не пытались)))?

+++++++++++++++++++++++++++
Моя мама большой эксперт в таком методе. Помогает безотказно.

Возраст такой,будете ругать,будет еще хуже.Такое поведение было всегда или в какой то момент изменилось?

Что значит не ругать?
Орать, конечно, не стоит.
Но строгим голосом объяснять, что он не должен делать – обязательно.
Слово “нельзя” должно быть законом. Нельзя выбегать на дорогу, нельзя трогать провода, нельзя сидеть на подоконнике – то есть, все что опасно для здоровья и тем более жизни, нужно строго объяснять.

мало по попе бьете. в невоспитанности ребенка виноваты только родители

согласна на 100%

а вы авторша дальше в *опу дуйте своему ребенку

Бедные лети. Вам бы самим к психиатру. Ладно угол, но ремнем! Трехлетнего малыша! Вы в своём уме? Потому назло и делает, что Вы наверняка еще и орете на него, раз ремнем бьете. И вообще, бред, из-за непослушания вести двух и трехлетку к психиатру.

Как же Вы правы. Все дети разные. Нужно терпеливо добиваться своего разговорами.
Наш в детский сад ходит полтора месяца (ему 3,2), так на воспитателей чихать хотел и играет сам по себе спокойно рядом с детьми и строем не ходит (только физкультуру любит и лепить-рисовать): танцы не танцует, песни не поет, так психолог насела, что он какой-то не такой, скорее всего у него аутизм, отправляют на медико-психолого-педагогическую комиссию, мотивируя это тем, что он уже должен ходить по струнке, слушаться, играть с детьми и не выделяться. Достали. У ребенка адаптация, с детьми играет избирательно, дома вполне себе послушный и сговорчивый. Просто интроверт. На комиссию записались независимую для собственного успокоения. Наверное с садом погорячились, надо было с 1-го сентября отдавать, хорошо, что на лето можно написать заявление о непосещении. С осени будем думать, что дальше с садом делать и нужен ли он ребенку.

Наказывать ребенка нужно обязательно, без этого не вырастить. Другое дело как. Я многократно объясняю на доступном языке, если не работает, лишаю чего-либо, не грех и по попе разок шлепнуть – бывают ситуации, когда ребенок вообще не вопринимает информацию и по-другому до него не достучаться. А вообще свою дочь воспитываю на чужом примере: если кто-то валяется и истерит, всегда показываю своей как это со стороны некрасиво и объяняю почему мама ругает этого ребенка и уводит с площадки и т.п. С 2 лет у многих противное поведение – это кризис трех лет. Игнорируйте истерики, не позволяйте собой манипулировать, в семье должно быть четкое “можно” и “нельзя”, одинаковое у всех членов семьи. Некоторые мамы скатываются к глобальным запретам почти на все желания ребенка, лучше искать альтернативу: хочешь орать – отойди в более безлюдное место и ори, хочешь стоять в луже – зайди в лужу поменьше, хочешь валяться в луже – купить ребенку гидрокостюм )))) Запретами можно вырастить неврастеника с массой нереализованных желаний, а вот разумная альтернатива и фантазия – отличное подспорье в воспитании ребенка, особенно мальчиков, которым от природы свойственно все ломать, разбирать, лезть в грязищу и пр.

Ребёнок не слушается, дерется, истерит, а ему всего 2 года, какие меры предпринять и что делать? Советы психологов и опытных мам

Многим мам в декрете знакома ситуация, когда двухлетний ребёнок не слушается, капризничает, отказывается выполнять просьбы родителей. Иногда непослушание принимает форму истерик. Малыши падают на пол, размахивают руками и ногами, орут, как говорится, не своим голосом. Взрослые просто не знают, что делать с разбушевавшимся сорванцом и как остановить приступы неповиновения.

Читайте также:
Как похудеть при кормлении грудью

Итак, ребенок 2 года не слушается – что делать?

Кризис 2-х лет может проявиться от 1.5 до 2,5 лет

Почему?

На самом деле, причина истерик проста и понятна. Дети в два года проявляют свой характер и не хотят выполнять те действия, к которым их принуждают насильно.

Ребенок желает делать лишь то, что он сам считает нужным. Если родители осознают, что имеют дело не просто с маленьким человечком, а со свободной личностью, у которой есть свои интересы, мысли и желания, то предотвратить конфликты будет намного легче.

Дети – большие манипуляторы

Дети – великие манипуляторы. Истерики и капризы – это способ управления взрослыми, так сказать, своеобразный психологический приём для достижения поставленной цели.

Так вот подавлять и предупреждать ситуации, в которых ребёнок от года до трёх лет не слушается родителей, следует такими же психологическими приёмами. Специалисты в области детской психологии разработали модели поведения взрослых и способы усмирения малышей.

Малыш не слушается в общественном месте

Правило пяти «нельзя» или как избежать ошибок

Прежде чем изучать правила поведения с непослушными детьми, следует ознакомиться с запрещёнными действиями родителей.

Нельзя переходить на повышенные тона. Крик родителей провоцирует ещё большую раздражительность малыша, что приводит к усилению гнева взрослых. И так по кругу, пока вся семья не придёт в тупик гнева и отчаяния. Не стоит ломать психику себе и детям, нужно делать аккуратные шаги на пути к преодолению трудностей. Если малыш не слушается, это не повод пугать его громкими криками и скандалами.

Нельзя кричать и наказывать ребенка

Нельзя придумывать наказания. Детям в возрасте двух лет сложно осознать за что именно он наказан. Поэтому такие радикальные меры могут только усугубить положение дел. Можно лишь устранять объект споров.

  • если ребёнок просит поиграть стеклянную чашку, уберите её в шкаф;
  • когда малыш отказывается собирать игрушки, отнесите их на балкон;
  • раскапризничавшегося в магазине кроху следует прекратить брать с собой за покупками.

Таким образом и проступки не окажутся безнаказанными, и человечек в два года станет осознавать: «что такое хорошо, а что такое плохо».

Нельзя оскорблять и унижать малышей. Как говорилось выше, ребенок (даже тот, какому всего два года) – это в первую очередь личность, к которой следует проявлять уважение и понимание. Обзывания и обидные сравнения со стороны взрослых провоцируют ребят вести себя в дальнейшем таким же образом с младшими и теми детьми, которые слабее.

Нельзя выяснять отношения при детях

Нельзя противоречить друг другу. Если один родитель наказал, а другой простил, то хитрый ребёнок быстро научится искать утешение и выходить из ситуации с удобной для себя стороны. Итог – малыш в два года не слушается ни маму, ни папу.

Во избежание подобных оплошностей согласовывайте свои действия друг с другом.

Нельзя выяснять отношения при посторонних людях. Помните? Сор из избы не выносят. Так вот и проблемы с малышом нужно решать подальше от любопытных глаз.

Бывает так, что малыши капризничают без всякой причины. Нервная система детей очень хрупкая и неустойчивая. Она иногда даёт сбои, проявляющиеся вот таким образом. Всё, что нужно – это просто дать ребенку выплакаться. Вот увидите, через полчаса всё встанет на свои места. Что делать маме это время? Показывать малышу, что он любим, нужен, а самое главное, понят родителями.

Надо давать малышу выплакаться

Даже взрослому человеку требуется поддержка и опора, что уж говорить про двухлетнего кроху.

Правило пяти «всегда» или полезные советы для родителей

Зачастую ответом на вопрос, почему ребенок 2 года не слушается, является ощущение вседозволенности. Взрослые ошибочно полагают, что если они будут что-либо запрещать своим детям, то те будут считать их плохими родителями. Малыши, в свою очередь, начинают ошибочно полагать, что можно делать, всё что вздумается. Грамотные действия мам и пап обеспечат уменьшение количества конфликтных ситуаций.

    Всегда проговаривайте сложившуюся обстановку. Ребенку нужно всё подробно объяснять и рассказывать, досконально разбирая, что малыш сделал плохо, а что хорошо.

Надо объяснять малышу ситуацию

  • Всегда будьте последовательными. Знакома ситуация, когда родители, будучи в прекрасном расположении духа, позволяют детям взять какую-либо вещь, которую ранее запрещалось трогать руками? Так вот эти самые «всплески великодушия» полностью рушат восприятие малышами таких понятий как «можно» и «нельзя». Ребёнок окончательно запутается, он не сможет понять, почему вчера запрещалось, а сегодня позволяется. Итогом будут капризы и акты непослушания.
  • Всегда выстраивайте невербальные границы. Это значит, что крохе нужно дать понимание того, как следует вести себя со своей мамой, а чего делать точно нельзя. Если малыш не даёт маме спокойно принять пищу, почистить зубы или приготовить ужин, то такое поведение необходимо пресекать. Многие родители считают, что ребёнок нуждается в полной самоотдаче. Это ошибочное мнение. Потребности, желания и вообще жизнь мамы с появлением детей никуда не девается. И малыш должен давать себе отчёт в том, что у взрослых тоже есть какие-то нужды.
  • Всегда сохраняйте спокойствие. Несомненно, капризы «выводят из себя», раздражают, вызывают приступы злости и ярости. Но терять самообладание ни в коем случае нельзя. Думайте о том, что ребенок только начинает познавать азы справедливых поступков. Он учится не только произносить слова или держать ложку, но и вести себя должным образом. Задача взрослых – помочь ребенку в два года освоить навыки правильного поведения.

    Надо научиться сохранять спокойствие

  • Всегда отвлекайте внимание детей. При надвигающейся буре целесообразно «переключить» малыша. Посмотри, какая красивая кошка пробежала; прислушайся, кажется, птичка поёт; давай споём твою любимую песенку. У каждого родителя свои хитрости. Если ребёнок всё равно не слушается, предложите ему альтернативу: я с тобой поиграю, но позже; я включу тебе мультфильм, но на десять минут; я куплю игрушку, но не сегодня, а через неделю. Главное, не идти на поводу у маленького манипулятора, а настоять на своих правилах.
  • Читайте также:
    Сколько пеленок нужно новорожденному

    Еще несколько полезных советов от опытных мам

    Все, что перечислено ниже, использовали опытные мамочки. По их словам, именно эти советы помогли им в свое время справиться с ситуацией.

    Четко распределяйте роли

    Часто, родители совершают ошибку – они ставят своих детей на равне с собой. Помните, вы взрослый, значит, вы – главнее.

    И первое, что надо сделать – перестать полностью быть на одном уровне – будьте настойчивее, показывайте, кто тут главный, что, не смотря на крепкую дружбу, вас все равно нужно слушаться.

    Использовать слова “попозже” и “завтра”

    Учитесь разговаривать с ребенком. Скорее всего он не сможет ответить вам ясно, и пока будет только акать и говорить “нет” или “да”, но ваши объяснения и слова могут стать ключевыми, чтобы ребенок понял проблему и ее решение.

    Поэтому чаще говорите слова “попозже”, “после”, “завтра”. Если ребенок не желает что-либо делать, задайте вопрос “ты хочешь сейчас поиграть?” после утвердительного “да”, продолжите:

    “Вот сейчас мы покушаем, а попозже будем играть, хорошо?”.

    Такую же схему стоит использовать, если ребенок не хочет спасть или уходить с улицы. В общем-то она работает во многих подобных ситуациях. Результата сразу ожидать не следует. Изначально малыш может начать плакать вновь, если вы снова скажите ему делать то, что он не хочет. Поэтому когда дело сделано, не забудьте сказать:

    “Ну вот. Мы поели, теперь будем играть. Помнишь, я тебе обещала?”.

    Учитесь применять строгий голос и кодовые фразы

    Если ситуация выходит из под контроля, придумайте кодовое слово, которое ребенок в дальнейшем будет воспринимать как сигнал стоп.

    За основу можно взять слово “хватит“. Произносить его громко, оно будет результативным средством, если ребенок не слушается, дерется, истерит и т. д.

    Когда вы почувствуете силу этого слова, придумайте новое – например, считайте до трех в таких ситуациях, когда он ведет себя неправильно. Постепенно ребенок станет понимать, что при счете – он поступает неподобающе и надо остановиться.

    Входить в положение ребенка

    Для того чтобы ребенок стал вас больше слушаться, нужно показать, что вы понимаете его, и его чувства. Постарайтесь употреблять больше слов – тебе грустно, да? Тебе так не хочется есть?

    Говорите слова “я понимаю”, “я бы тоже хотела, но…”. Постарайтесь его понять, и показать что вы заодно с ним, но только не в ситуации, когда требуется ваше конкретное “нельзя”.

    Ребенок не должен нарушать запреты

    Усадить, отвести в сторону и объяснить, как делать нельзя

    Если ребенок сильно разыгрался и начал хулиганить, то стоит попробовать отвести ребенка в сторону и провести разъяснительную беседу.

    Учите говорить ребенка “пожалуйста”, “спасибо”. Учите делиться своим, если ребенок берет что-то чужое. Учите не отнимать игрушки из рук, ждать очереди. Это очень важно для дальнейшей жизни малыша и социализации в обществе. Спасибо ребенок может сказать, послав воздушный поцелуй, обнять или погладить.

    Выполняйте обещания

    Еще один воспитательный момент, который должен показать ребенку причинно-следственную связь. Если ребенок не слушается, скажите: еще раз так ударишь, и мы уйдем домой.

    Выполняйте свои обещания – после очередного удара, сразу собирайте игрушки и уходите. То же самое делайте, если ребенок к примеру, бросается песком.

    Если угрозы будут пустые – ребенок это сразу поймет.

    Малыш в два года начинает выстраивать стереотипы и модели поведения. С лёгкой руки родителей всё может пойти в противоположную сторону.

    Если взрослые совсем запутались и не знают, что делать, если ребенок не слушается, можно прибегнуть к помощи специалистов. Консультация семейного психолога – это не страшно и не стыдно. Единственное, что поистине важно и ценно – это здоровье собственных детей.

    Не послушный ребенок в 2 года: что делать

    Ваш малыш растет очень быстро. И любой родитель с радостью наблюдает за развитием любимого сына или дочки. Но как же быть, если ребенок 2 года не слушается? Родители часто не понимают, что происходит с их ненаглядным чадом, почему он вдруг падает на землю, машет руками и ногами, кричит не своим голосом. И совершенно не понятно, что делать в такой ситуации. Из самых лучших побуждений родители совершают ошибки, которых легко можно избежать, следуя несложным правилам.

    Причины непослушания

    Ваш малыш еще вчера был просто ангелом. С радостью слушался маму и папу, всегда хотел быть рядом. Но на втором году жизни он кричит: «Нет, не буду», раскидывает вещи и пытается замахнуться на вас. Кажется, что практически за одну ночь ребенка подменили.

    В чем кроется причина непослушания? Каждый период взросления характеризуется особенностями психологического развития. До двух лет дети еще не могут принимать активного участия в жизни семьи, они еще не отделяют себя от мамы. Поэтому ребенок стремится все время быть рядом, прижиматься, сидеть на ручках. Примерно с двух лет они уже начинают осознавать себя как самостоятельную личность и проверять границы во взаимодействии с окружающим миром. Как правило, данный возраст характеризуется повышенной агрессивностью детей. Они нередко реагируют протестом на просьбы или запреты родителей, не слушаются и всячески отстаивают свою точку зрения.

    Обычно выделяют две основные причины формирования протестного настроения у ребенка:

    1. Когда его принуждают делать то, что не хочется.
    2. Когда не дают сделать то, что хочется.

    Вообще проявление самостоятельности является исключительно хорошим сигналом, но ведь бывают ситуации, в которых ребенок обязательно должен слушаться. Как же выстраивать общение?

    Читайте также:
    Нужно ли сцеживать молоко после кормления?

    Как правильно общаться

    Прежде всего, в ситуации, когда ребенок начинает проявлять агрессию, нельзя паниковать или отвечать тем же. Конечно, держать себя в руках, когда рядом плачет ваш малыш, очень сложно. И еще сложнее это делать, если такое поведение повторяется изо дня в день на протяжении длительного времени. Надо понимать, что ребенок не способен мыслить столь же рационально, как и взрослый. Причины запретов или необходимость что-то делать ему непонятны. Он пока руководствуется только ощущениями «приятно – неприятно». Поэтому старайтесь принимать во внимание правила, рекомендуемые специалистами:

    Когда психика ребенка проходит очередной нестабильный этап, ему крайне необходима стабильность вокруг, которую должна поддерживать семья. Поэтому старайтесь придерживаться строгого режима дня. Дети чувствуют себя наиболее комфортно, когда точно знают порядок действий. Это поможет уменьшить настроение протеста.

    Особенное внимание обратите на режим сна. Полноценный ночной и дневной сон – залог более спокойного психического состояния малыша. Да и родителям нелишним будет отдохнуть.

    Нередко сами родители неосознанно провоцируют протест со стороны ребенка, выдвигая непосильные требования. Например: «Собирайся на прогулку», — говорите вы. Но только представьте, сколько действий входит в короткую фразу: подготовить одежду, надеть ее, обуться, собрать игрушки и, наконец, выйти. Малыш пока не в состоянии самостоятельно разбивать объемные задачи на мелкие шаги. Помогите ему. Формулируйте требования четко по шагам. Например, «Наденем штанишки», «Обуем ботиночки». Так он сможет легко справляться с вашими требованиями.

    • Не противоречить

    Если в воспитании малыша вам помогают няни или родственники, не лишним будет точно определить запреты. То, что нельзя, должно быть нельзя все время. Как только появляются те, кто позволяет делать лишнее, открывается лазейка для сопротивления со стороны малыша. «А бабушка разрешает», — скажет он вам и начнет требовать уже более настойчиво.

    Не забывайте, что малыш пока не может понять, почему одно и то же действие может быть под запретом или, наоборот, разрешено. Будьте последовательны. Это же, в свою очередь, означает не поддаваться на его провокации. Малыш в 2 года еще плохо разговаривает, не всегда понимает, что он хочет. Но зато он уже прекрасно осознает, что крик – действенный способ привлечения внимания. Покажите, что это плохой вариант коммуникации. В противном случае истерики станут неотъемлемой частью вашего взаимодействия.

    Детский крик – стремление к общению, а вовсе не беспочвенные капризы, как часто полагают. С ребенком можно и нужно разговаривать. Сядьте так, чтобы вы были примерно на одном с ним уровне. Говорите, как с равным. Не унижайте, не высмеивайте. Ведь ваши эмоции ребенок отлично чувствует. Пренебрежительное отношение отнюдь не будет способствовать послушанию.

    • Иллюзия выбора

    Конечно, малышу пока нельзя доверять решение основополагающих задач. Но помните, что он скандалит, потому что ему нужно показать свое мнение, ему хочется быть важным, как мама и папа. Так дайте ему выбор. Пускай он решает — овсянку или гречку он будет есть, синюю или зеленую шапку надевать, какую игрушку брать на прогулку. Этот метод отлично работает, чтобы показать ребенку, что его тоже слышат, и его мнение учитывается.

    • Ответственность

    В два годика они еще совсем малыши, но как раз сейчас самое время дать ребенку ответственное задание по дому. Он тоже может за что-то отвечать. Пускай кормит кошку, подметает под столом или помогает поливать цветы. Значимость ребенка в его глазах сразу возрастет. Кроме того, это отличный способ с пользой проводить время вместе, а заодно и показывать взрослую жизнь.

    Самый простой способ прививать ответственность – уборка игрушек. Сейчас все чаще появляются жалобы на то, что ребенок все разбрасывает и ни в какую не хочет поддерживать порядок. Помогайте крохе следить за детскими вещами. Сначала вместе убирайте игрушки во время игры. Скажем, если вещь больше не нужна, можно положить ее «спать». И постепенно приближайтесь к тому, чтобы уборка игрушек стала ежедневным ритуалом.

    Дети любят привлекать к себе внимание. Это их естественная потребность. Если дети чувствуют недостаток внимания со стороны взрослых, они могут начать капризничать. Важно понимать, что внимание тоже бывает разным. Вы хвалите ребенка, вы проявляете положительное внимание. Но ваша негативная реакция – это тоже внимание. Поэтому старайтесь хвалить малыша за все его новые навыки или хорошие поступки. Дайте ему понять, что его правильные действия вызывают в вас больше эмоций, чем проступки. Ведь любому приятнее, чтобы ему говорили что-то приятное, а не кричали и наказывали.

    Многие родители прибегают к наказаниям в ситуациях, когда их малыш проявляет непослушание. Нам кажется, что это очень хороший способ показать неправоту малыша. Но почему же обычно наказания не дают нужного эффекта, и все повторяется снова и снова?

    В возрасте двух лет ребенку еще слишком сложно осознать, за что он наказан. Он не способен анализировать свои поступки. Ведь он руководствуется пока еще не рациональным мышлением. Намного более эффективно убирать предметы, которые вызывают негативную реакцию. Скажем, малыш требует поиграть с чем-то опасным. Очень подробно объясните ему, почему нельзя, и уберите. Иногда стоит дать что-то потрогать или попробовать, чтобы сформировать негативную реакцию двухлетки. Ведь он познает мир на ощупь.

    Малыш начинает свой путь в совсем незнакомом ему мире. Задача родителей – помочь ему адаптироваться. В том числе, научить его выстраивать отношения с окружающими. Семья – модель мира. Покажите на примере отношений с мамой, папой, другими родственниками и знакомыми, как нужно себя вести. Например, дайте понять, что поднимать руку ни на кого нельзя. Попробуйте объяснить или побудьте актером и изобразите, что вам больно. Такое представление ребенок, скорее всего, запомнит даже лучше, потому что переживает эмоции малыш очень остро. Главное – поймите, что ребенок вполне может вписываться в обычную жизнь и позволить маме, например, посетить ванную в одиночестве. Ради малыша совсем не обязательно отказываться от своей собственной жизни. Но от родителей требуется уделить время выстраиванию соответствующих границ.

    Читайте также:
    Врожденная пневмония у новорожденных

    Проблемы с выстраиванием границ начинаются, когда в семье они отсутствуют или расставлены неверно. Малыш будет отражать модель, которая находится перед глазами. Поэтому если обнаружились проблемы с границами, обратите внимание на порядок общения внутри семьи.

    • Отвлечение внимания

    Если вы заметили, что истерика вот-вот начнется, попробуйте переключить внимание крохи. Покажите ему что-то интересное или просто «заговорите зубы». Дети легко забывают предмет своих переживаний. Действуйте решительно и очень позитивно. В подобных ситуациях малыш в первую очередь реагирует на состояние родителей. Если вы раздражаетесь, он будет продолжать с удвоенной силой. Работает ведь. Если вы будет проявлять спокойствие, интерес к истерике пропадет. Зато появится любопытство к тому, что вы предлагаете.

    Однако специалисты говорят, что не все предметы для отвлечения внимания одинаково хороши. Например, чаще всего деткам предлагают что-то вкусное. Конечно, они радостно соглашаются. Но считается, что это формирует неправильное пищевое поведение и обязательно приведет к проблемам в старшем возрасте.

    Почему не получается правильно реагировать

    Нередко бывают случаи, когда родители, в особенности мамы, знают, как правильно себя вести в момент детской истерики. Но что-то мешает им. Они словно впадают в ступор или стремятся сделать все, чтобы истерика прекратилась. И в результате ситуация усугубляется. С чем же это связано?

    • Неверное понимание своей роли

    Часто, когда мы говорим о родителях, мы говорим о безусловной любви к ребенку. Все верно. Но в чем же должна проявляться эта любовь? Не каждая мама может легко определить свою задачу в воспитании ребенка. Мы всегда стремимся баловать свою кроху, окружать его лучшими вещами, игрушками, кормить лучшими продуктами. Это вполне объяснимые действия. Нам кажется, стоит недодать что-то, и мы вдруг станем плохими родителями.

    Но родители – не волшебные феи, и их функции вовсе не ограничиваются подношениями в виде подарков. Основная задача мамы и папы – воспитать человека, то есть помочь ему развить необходимые для дальнейшей жизни навыки. Значит, в определенных ситуациях родитель должен проявлять строгость, а не поддаваться чувству вины из-за необоснованных желаний ребенка.

    • Неумение отличать манипуляции от потребностей

    Дети всё требуют одинаково. Они хотят спать – кричат и плачут, хотят есть – кричат и плачут, хотят что-то еще — снова кричат и плачут. Получается, что плохое поведение может быть способом сообщить о дискомфорте, а может быть — попыткой получить что-то сверх дозволенного. Как же понять?

    Чаще всего малыша легко отвлечь, если речь идет не о базовых потребностях. Он согласится обменять желаемое на доступное. В случае с основными потребностями такой фокус не пройдет. Ничто не захватит внимание крохи, если он хочет спать или в туалет.

    • Психологическое состояние родителей

    К сожалению, все попытки нивелировать особенности двухлетнего возраста не будут работать, если атмосфера в семье не придает малышу уверенности. Дети крайне остро ощущают состояние родителей. И все возрастные особенности усугубляются, если в ответ на капризы они получают агрессию.

    Даже если вы просто устали от частых истерик малыша, чувствуете, что готовы сорваться, помните, что ваша агрессия не приведет к положительному результату. Скорее всего, вы только отсрочите избавление от недуга, ведь малыш будет справедливо полагать, что крик – норма общения.

    Что делать? Уйти в другую комнату или отойти в сторону. Дать себе минуту, чтобы выпустить пар, сделать глубокий вдох. Перед вами ваш любимый ребенок. Да, ситуация непростая. Но от вас и только от вас зависит, насколько быстро вы преодолеете этот период.

    Помощь специалиста

    Порой кажется, что конца истерикам нет. Ребенок совсем не воспринимает попытки отвлечь, упорно не слушается и словно специально выводит из себя. Родители абсолютно измотаны, бабушки не могут с малышом справиться. Жизнь начинает напоминать кошмар с перерывами на сон. Такое случается, даже если родители делают все правильно. Обусловлены такие проявления особенностями развития конкретного ребенка.

    В таком случае, если есть возможность, стоит обратиться к специалисту. Грамотный психолог обязательно подскажет родителям путь к мирному сосуществованию с малышом, поможет отыскать причины агрессивного поведения. Многие до сих пор боятся обращаться за помощью. Но всегда в первую очередь руководствуйтесь потребностями ребенка. Постоянные истерики влияют отнюдь не положительно и на его состояние, и держат в напряжении всю семью.

    Кроме того, услуги психологов становятся все более доступными для всех граждан.

    При первых признаках протестного настроения своего ребенка не спешите опускать руки и не отпускайте ситуацию. Малыш взрослеет, и ему нужна помощь надежных любящих родителей. Следуя правилам, описанным в статье, вы сможете намного легче преодолеть непростой период взросления.

    Как предотвратить истерику у ребенка 2-3 лет: 7 приемов

    Как избежать истерик. Что делать при капризах ребенка

    Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

    • Причины капризов у детей
    • У ребенка истерика: что делать?
    • Детские истерики и переключение внимания
    • Как избежать истерики? Согласиться
    • Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее
    • Как понять, что ребенок вырос

    Капризы и истерики детей доставляют много неудобств родителям. Но часто взрослые сами виноваты, считает психолог Анна Быкова: вместо дневного сна тащат малыша в торговый центр, или не предупреждают, что скоро пора заканчивать игру, или не умеют переключать внимание. Вот способы, которые работают, когда истерика еще не началась, но вскоре может случиться.

    Это скорее даже не именно про истерику, когда ребенок падает на пол, бьет руками, ногами, а бывает, что и головой, а про любой громкий детский плач, вызванный двумя причинами: “Хочу!” или “Не хочу!”, который трудно выдержать взрослой психике.

    Читайте также:
    Динамическая гимнастика для грудничков

    Такой плач я делю на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребенком своего желания.

    Если ребенок точно знает, чего он хочет, и плачем добивается, чтобы ему это предоставили, — это требование.

    Если ребенок точно знает, чего он не хочет, — это протест.

    Если ребенок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто все раздражает, — это капризы.

    Причины капризов у детей

    Причины, по котором “капризка” посещает ребенка:

    • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
    • Недомогание.
    • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

    Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить — что там по ситуации.

    У ребенка истерика: что делать?

    Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

    Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те — не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

    Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

    И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: “Что за мать?! У ребенка истерика!” (Ну конечно, а то я без нее не заметила. ) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: “Понарожают, а воспитывать не умеют!”.

    Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

    Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

    Это была моя ошибка — ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

    Прием “с глаз долой — из сердца вон” очень эффективен для предупреждения истерики-требования “Хочу то, чего нельзя”. Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

    Детские истерики и переключение внимания

    — Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

    — Сколько лет дочери?

    — Два с половиной.

    — Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна — не будет и слезных требований.

    — Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

    Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

    Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

    Можно еще в этой ситуации использовать прием “Переключение внимания”. Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если “М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя”.

    “Переключение внимания” особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

    Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас “антикризисных игрушек”, к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

    На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач “хочу этот совок, а он не отдает” практически неизбежен. Но стоило сказать “Смотрите, что у меня есть!” и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

    Как избежать истерики? Согласиться

    Есть еще прием, помогающий избежать истерики, — “Условное соглашение”. Формула такая: “Да, конечно, только потом” или “Да, но. “

    Читайте также:
    Обезболивание во время родов

    “Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст” Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем “Нет, он первый взял”. Когда ребенок слышит “нет”, у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит “да”, есть шанс договориться.

    “Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть”.

    “Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?”

    Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

    “Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него”.

    “Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра”.

    (На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

    Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

    Прием “Перетаскивание”. Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо “Оставь кубики, пошли есть суп” можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

    Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

    Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием “Предупреждение”.

    Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

    Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

    Для ребенка резкое переключение на другую деятельность — это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

    Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: “Если сейчас не придете — кормить не буду!”.

    Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: “Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?”. С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

    Как понять, что ребенок вырос

    Прием “Альтернативный вопрос”. Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют “выбор без выбора”.

    Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: “Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?”. Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. “Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?” — ключевое слово здесь “соберешь”.

    Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: “Я не хочу сегодня гулять!”, “Я не буду ничего собирать!”. Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: “Я так решила, мы сейчас выходим на улицу”. Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

    Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: “Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога”, “Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две”.

    Прием “Подмена понятий”. Классический пример из известного кинофильма: “Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!”.

    Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит “Нет!” и “Не буду!”, отстаивая свое право на собственное мнение. Через “нет” он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. (“Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама”.)

    Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить “нет”, даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать “нет”.

    Представьте детский сад и целую группу “неток”-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их “нет”.

    — Нет! Я не буду надевать ботинки!

    — Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и — оп! — запрыгивает на ножку!

    — Нет, я не буду кушать!

    — Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят. Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

    Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку. Можно назвать обед рыбалкой — подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

    Читайте также:
    Застой молока у кормящей мамы

    Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

    Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман — это когда взрослый говорит: “Съешь суп, я тебе конфетку дам”, а потом: “Ой, а конфетки нет, убежала”.

    — Нет! Я не буду спать!

    — Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

    Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет. Но он “не спал” в садике. Он так “ждал маму”.

    — Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

    Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

    — Нет! Я не буду раздеваться!

    — Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

    — Нет! Я не пойду гулять!

    — Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

    — Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

    А мама не то что играть — глаз открыть не может. На мольбы: “Давай еще пять минуточек полежим” — ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

    Тут приходит спасительная идея:

    — Давай играть в медведей. Я — мама-медведь, а ты мой медвежонок. Это наша берлога. У нас зимняя спячка.

    Получилось, кстати, даже не пять минут, а существенно дольше. Затрудняюсь сказать, сколько времени прошло, прежде чем я услышала тихое: “Мама, мне что-то уже надоело в медведей играть”, но глаза открылись без всякого усилия.

    Прием тоже работает недолго. Но не стоит расстраиваться, если ребенок этот прием перерос. Это значит, он уже достаточно большой, чтобы встретиться с реальностью, в которой родители могут без всяких заигрываний потребовать от ребенка что-то сделать.

    Почему ребенок в 2 года не слушается родителей и заказывает истерики? Все просто – он растет!

    Двухлетний малыш, который только что спокойно играл рядом с довольными мамой и папой, за минуту может превратиться в невыносимого монстра. Понять причины смены настроения довольно сложно: кроха плохо говорит и не может передать эмоции. В результате на улице или дома мы видим бьющегося в истерике неуправляемого тоддлера, который погружен в себя и ни на что не обращает внимание. Рядом обычно находятся растерянные старшие, которые и лаской, и силой пытаются успокоить отпрыска, но оказываются беспомощными.

    Что делать, если ребенок 2 лет не слушается? Какую стратегию предпринять, чтобы перевести бурные эмоции в мирное русло? Как вести себя, если от детской истерики опускаются руки?

    В этой статье разобраны наиболее частые причины негативного поведения и даны советы передовых специалистов о том, что делать родителям, если дитя перестало на них реагировать.

    1. Почему ребенок перестал слушаться
    2. Настоящие причины истерик
    3. Действительно ли он делает все назло и специально
    4. Чего делать нельзя
    5. Повышать голос
    6. Запугивать
    7. Использовать физические наказания
    8. Позволять абсолютно все
    9. Обижаться и требовать невозможного
    10. Суть происходящего с ребенком
    11. Мнение доктора Комаровского
    12. Как это пережить
    13. Выводы и рекомендации

    Почему ребенок перестал слушаться

    Вначале представим, на каком этапе развития находится 2-х-летний дитя. Позади остался кризис одного года (который, фактически, длился с 8-10 месяцев жизни и закончился, примерно, в годик). Следующим периодом станет кризис 3 лет.

    Дитя уже умеет самостоятельно ходить, играть, преодолевать препятствия, начинает говорить примитивные фразы, общается на языке жестов. Скачок в развитии вчерашнего младенца в этот период просто огромен.

    Чувствуя свои силы, чадо отправляется покорять мир. Ему еще не ведомы опасности и страхи, мало смыслит в устройстве окружающего пространства. Его желания – получить все и сразу.

    К быстрой реализации своих потребностей он привык: ранее взрослые прибегали по первому зову и, не откладывая, помогали справиться с любой бедой.

    Мальчик в данный момент хочет играть в машинки, а его уговаривают одеться и пойти на улицу. Девочка прямо сейчас хочет получить сладкое, но ее сажают за тарелку с супом.

    Для неокрепшей психики протест в выполнении детского желания является большим горем, которое ничто не исправит. Поэтому скоро дитя выбирает единственно верную, на его взгляд, стратегию – начинает от всего отказываться.

    Топает ногами, мотает головой, кричит «Нет», «Не хочу», «Не буду», иногда даже не выслушав то, что хочет донести родитель.

    Явление это абсолютно нормальное, способствующее гармоничному процессу становления личности.

    В психологии есть термин – «кризис негативизма»: все отрицающий тоддлер плавно отделяется от родителей и учится быть самостоятельным человеком, заявляя о воле, потребностях и желаниях.

    Настоящие причины истерик

    Что заставляет малыша в 2,5 года не слушаться? Дети не хотят нарочно вывести взрослых из себя. На самом деле, они осознают себя отдельной личностью и понимают, что их желания и желания отца и матери иногда не совпадают.

    [expert_bq важно помнить о таком эмоционально-физическом явлении, как привязанность. Она заложена природой в механизм взаимоотношений между младенцем и заботящимся о нем человеком. Формироваться привязанность начинает с момента рождения, когда взрослый начинает ухаживать за младенцем. Со временем она только крепнет: чадо понимает, что тому, кто приходит на его крик, кормит, поит, одевает, защищает, можно доверять.[/expert_bq]

    Читайте также:
    Опущение живота перед родами

    Привязанность равна безопасности: младенец стремится быть рядом со своим взрослым, не упускать из вида, следовать рядом. Эта незримая нить тянется из поколения в поколение, где каждый выживал только потому, что слушался старших.

    Что происходит в два года? Малыш с удивлением понимает, что он и его папа и мама – разные люди, т.к. их желания и поступки не совпадают с детскими ожиданиями. И привязанность оказывается под угрозой.

    Можно ли доверять маме, если она отказывается к нему прислушаться или сама начинает плакать? Будет ли мамочка и дальше любить и заботиться, если чадо впадет в истерику? Ответы на эти вопросы и формируют дальнейшие отношения между двухлеткой и родителями.

    Действительно ли он делает все назло и специально

    Нужно знать, что в двухлетке еще нет хитрости. Это качество появляется позже, когда будут полностью развиты функции отделов головного мозга. Поэтому сделать что-то назло или осознанно спланировать поступок чадо еще не в состоянии.

    Кризис двухлетнего возраста: Как остановить истерику

    Читайте также

    Психолог Катерина Демина: Горе горькое! Как правильно утешать ребенка

    17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка

    Cтоит ли бороться с детской скукой?

    Айфоново детство: Как оторвать ребенка от компьютера

    Светлана Паско: воспитание сына — ни с чем не сравнимый процесс!

    Психолог и предприниматель Кристина Белавич: «Не стоит проецировать на детей свою жизнь»

    «Основные проблемы при усыновлении — психологические»

    Что происходит с ребенком в два года? Как правильно реагировать на малышовую агрессию? Позволять ли драться и бить взрослых? Что делать, когда двухлетка вопит и катается по полу? Как можно выразить свои негативные чувства и никого не ранить при этом?

    Немного теории

    Сначала расскажу, как развивается психика ребенка до двух лет. До рождения мама и малыш представляют собой единое биологическое существо, с общим кровообращением, питанием, кислородным обменом и т.д. Психика на этом этапе у них тоже общая: маме грустно – ребенок чувствует печаль, маме тревожно или страшно – ребенок получает (непрошеную) порцию адреналина. С другой стороны, если мама ходит на какую-нибудь йогу для беременных или наслаждается природой, погодой, искусством, детеныш в животе явно получает удовольствие и даже улыбается.

    Родившись, младенец пребывает в уверенности, что он и есть Мир. Некоторые данные (не представляю, как их получили, но похоже на правду) свидетельствуют, что дети до полугода представляют себя шарообразным всемогущим Богом: ведь все их желания и потребности удовлетворяются практически немедленно и по мановению ресниц. Мама на этом этапе воспринимается как неотъемлемая часть самого малыша. То есть, никакого разделения на «Я-неЯ» пока нет.

    Ближе к восьми месяцам дети начинают выделять маму как особенный объект, различают своих и чужих, начинается формирование представлений о границах. Очень полезны в этом плане игры типа: «А где у Мишеньки глазки?» со сменой игрока: «Вот у Мишеньки глазки! А у мамы где?». Еще хорошо сопровождать все свои действия комментариями в духе «Сейчас мама положит кашку в тарелочку, и Сонечка будет завтракать». Пусть вас не смущает то, что малыш пока не в состоянии вам ответить членораздельно, важнее закрепить понятие отдельности мамы и ребенка. Ну, и пассивный словарь заодно набрать.

    После года, когда ребенок начинает ходить, он все больше открепляется от матери в физическом смысле: раньше о каждой мелочи надо было просить, а теперь я сам могу залезть на стол, потянуть за хвост кота, уронить на себя утюг. Но мама все равно еще очень важна и жизнь без нее невозможна в принципе.

    Всего один раз я попыталась уйти «погулять» от десятимесячной дочки: приехала из-за границы подруга, я не могла упустить такую возможность. Через два часа мне начал названивать муж: «Она без тебя не ложится. Стоит возле двери и орет «мама». Это при том, что у нас всегда была няня, которая укладывала мелкую без малейших проблем. Я взлетела, как самолет с вертикальным взлетом. Лизка была уже совершенно без сил, как оказалось, папа укачивал ее на руках полтора часа, но она упорно открывала глаза и повторяла «мама». Заснула через секунду, как только я вошла в дверь.

    К двум годам ребенок уже знает, что он отдельная человеческая личность, что у него есть родители и другие родственники, что его зовут так-то, его все любят, заботятся о нем и исполняют его желания. Даже те, о которых он не может внятно рассказать.

    И тут случается облом.

    Трудно (не) быть богом

    Около двух лет ребенок обнаруживает, что его всемогущество – только фантазия. Что родители только делали вид, что исполняли его желания, на самом деле, он маленький беспомощный комочек, которого любой, кто захочет, может просто взять в охапку и унести. Перетащить через проезжую часть за шкирку (а я хотел как раз выяснить, что этот червяк делает на белой линии!), взять подмышки и посадить в ванну (а я не хотел сейчас мыться, а собирался сосредоточенно размазывать синюю красочку по белой двери), отнять жука, который так приятно щекотал язык лапками… Это невыносимо!! Я же Бог, как вы можете со мной так обращаться!! Ааааа!!

    Ярость валит с ног в самом прямом смысле слова. Все эти валяния, брыкания, истошные вопли не что иное, как невозможность справиться с разочарованием. И борьба за власть, конечно.

    Вот представьте. Всю вашу жизнь вы прекрасно управляли своими конечностями: руки, ноги, голова вас слушались, несли вас туда, куда вам хотелось, снимали с полок нужные предметы и лакомства, укачивали и переодевали. И вдруг ваша нога заявляет, что у нее тоже есть свобода воли, и она теперь сама будет решать, куда и зачем ей идти. И вообще, она прошла тренинг личностного роста и требует себе гражданских прав.

    Читайте также:
    Лечение ночного энуреза у детей

    Вообразили свои чувства по этому поводу?

    Ярость и страх одновременно. Крайняя степень возмущения чередуется с острым гореванием и скорбью. Кроме того, отсутствие слов для выражения эмоций только усугубляет ситуацию. Редко какой двухлетка может выговорить «Я ужасно злюсь на маму, и еще мне грустно». Максимум, что удается проорать, это — «Плохая мама, не люблю тебя!!», после чего горе окончательно затапливает и происходит вселенский потоп.

    Что чувствуют родители в тот момент, когда чадо закатывает дикую истерику в торговом центре или на улице? Растерянность, тоже ярость, бессилие, стыд и вину, злость, злость и еще раз злость. Отчасти это их собственные чувства, отчасти то, что они словили от ребенка. Если есть зрители, благополучный выход из пике будет затруднен, советчики вносят дополнительный хаос. Укоризненные взгляды и комментарии в духе «Разбаловали вы его» добавляют матери чувство своей полной некомпетентности: «Я плохая мать». Хотя на самом деле, ничего страшного не происходит. Главная хорошая новость, которую я спешу сообщить вам: это пройдет. Будете вы что-то предпринимать, не будете, хорошая вы мать или не очень – ребенок перерастет этот «волшебный» возраст, и у вас начнутся другие проблемы.

    Отдельным пунктом в этом возрасте идет приучение к горшку. В психоаналитической традиции даже стадия развития эта называется «анальная» и связывается с идеями власти и денег. Вкратце дело выглядит так: дефекация – единственное, что ребенок может сейчас контролировать. Поэтому, если в остальных областях повседневной жизни он задавлен, его постоянно строят и объясняют, что его номер шестнадцатый, то, скорее всего, у него будут запоры. Сдерживание негативных эмоций в самой наглядной форме.

    Задача этого возраста – установить границы, научиться выдерживать разочарование, справляться с поражением. А так же: обнаружить и развить творческие способности, совершенствовать речь.

    Ап! И тигры у ног моих сели

    Ага, мечтать не вредно. Можно, конечно, полностью сломить волю малыша, запугать и затерроризировать его до такой степени, чтобы он дыхнуть боялся, только оно вам надо? При неблагополучном прохождении этой стадии вы получите пассивного неумеху, который боится проявить хотя бы минимальную волю. Способность к творчеству также закладывается в этом возрасте.

    Но кое-что сделать все же можно.

    Учимся выражать агрессию.

    Во-первых, надо дать ребенку слова для обозначения своих чувств: я злюсь, я обиделся, я расстроен, мне грустно. Как вы можете заметить, чем лучше развита у малыша речь, тем легче найти с ним общий язык и, следовательно, договориться о компромиссе. Совсем неговорящие дети вынуждены использовать «язык тела»: плеваться, драться, ломать, пинать и так далее.

    Научите их разным способам общения.

    Четырехлетний Боря не практически не разговаривал, меня использовал как подручный инвентарь, не воспринимал никаких указаний матери. Когда время приема вышло, я сказала ему: «Боря, складываем игрушки и начинаем одеваться». Ни секунды не промедлив, Боря весьма чувствительно пнул меня ногой по щиколотке. «Это он так говорит «нет», — вежливо пояснила его мама. Пришлось убеждать Борю изъясняться словами.

    Во-вторых, время от времени устраиваем «Мамаево побоище» — шумные военные игры. Удивительно, но факт: когда и родители, и дети имеют возможность в игре проорать «Убью тебя!! Я тебя убил! Ты мертвый!», конфликтов и истерик становится намного меньше. Понимаете почему?

    С обеих сторон копится агрессия. И мама, и малыш не могут все время сдерживаться. Но легального способа подраться нет, это абсолютное табу в нашей культуре: «маленьких не бьют». А очень хочется. Что делать?

    Берем воздушные шарики и начинаем со всей силы пулять друг в друга. Именно пулять, а не бить, держа за хвостик. При волейбольной подаче воздушного шарика удар можно делать любой силы, а полетит он все равно медленно и плавно. И хорошо бы тоже вопить изо всех сил: «Я попал! А ты нет! Ты проиграл!!»

    В Детском мире продается набор для бейсбола, игрушечный. В комплект входят отличные бейсбольные биты из плотного поролона. Мы даже на работу в психологический центр их закупили, потому что получился просто идеальный инструмент для работы с агрессией.

    В-третьих, устанавливаем границы. Лучше в это нелегкое время не ставить себе высокие педагогические цели, ваша задача – выжить в условиях непрерывной войны. (Запишите это себе в дневник, будете перечитывать, когда дорастете до подросткового возраста). Установите минимум правил, пусть они будут реалистичными и выполнимыми. А для отработки навыка поиграйте в «Волка и трех поросят»:

    «Поросенок» удерживает любую преграду (большую коробку, крышку, перевернутый столик), а «Волк» изо всех сил пытается ее сокрушить. Потом меняемся воротами. Сначала читаем сказку и смотрим мультик.

    Волк должен рычать и требовать, Поросенок демонстрировать храбрость и стойкость.

    Вообще, мне кажется, что каких-то 30 лет назад истерики двухлеток не были такой серьезной проблемой, как сейчас. И у детей, и у родителей было больше возможностей устанавливать (и, соответственно, испытывать на прочность) границы семейной структуры. В том числе, в подвижных играх, где был побежденный и победитель, масса возможностей для соревнования, дети учились справляться с разочарованием и поражением. Адаптироваться, говоря научным языком.

    Мораль: больше юмора (не путать с иронией и высмеиванием), давать себе поблажки, повторять мантру «И это пройдет». Награждать ребенка за хорошее поведение, не поддаваться на провокации, рекомендации «Всыпать ему как следует, чтобы знал, кто в доме хозяин» посылать лесом, краешком, в сторону моря. Если очень тяжело и чувствуете, что не справляетесь – просите о помощи. Держитесь!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: